Анализ серии
12.07.2016Другие сцены имеют, невидимому, чисто жанровое значение, продолжая мотивы «Бедствий войны». Таковы, например, сцены ссоры, изображенные на 6-м листе. Сцена на 8-м листе, где Гойя изобразил на широкой пустынной дороге группу людей, завязанных в мешки, вынужденных двигаться маленькими шажками, напоминает композиционно и идеологически лист из «Десастрес», принадлежащий к пессимистическому концу серии «Бедствий»,- лист, на котором Гойя изобразил вереницу связанных одной длинной веревкой людей, подписав его: «Дороги не знают». И здесь и там ясен намек на полную связанность общественности в эпоху реакции... Но если Гойя хотел быть и в новой серии сатириком, осмеивающим этикет двора, безобразность фаворитизма, церковь, неравноправное законодательство, то теперь он пользуется средствами, вряд ли достигающими цели. «Законодателем», который издает (или принимает?) законы - «Один для одних, другой для других» (так гласит надпись, имеющаяся в этом случае), - изображен слон: какой-то сказочный и нелепый зверь (лист 21-й). «Диспаратес» остается продуктом чисто индивидуального стиля. Нужно сдать металлолом? Обратитесь в компанию reallom.ru. Только здеь вам предложат самые выгодные цены и условия сотрудничества.
Старый художник еще раз спешит посчитаться со своим временем; но больше всего интересует его возможность вновь воплотить в образы свои фантазии, снова «отделаться от демона стихами», - как говорил несколько позднее Лермонтов, перефразируя Гете. Гойя становится последовательным индивидуалистом. Что это за огромное и жуткое привидение встает перед испуганно бегущими солдатами на 2-м листе серии? Из складок рукава «привидения» высовывается человеческая голова: возможно, просто кто-то пугает своих друзей, задрапировав дерево простыней. Лист 7-й усугубляет тему его первой серии в сторону уже совершенно невероятной и болезненной фантастики. В «Капричос» имеется одна гравюра, которая посвящена теме нерасторжимости католического церковного брака.