Новый год 2011
28.07.2016Уже в 70-е годы искусство Салливена выродилось и вызывало смех. Он довел свою актерскую манеру до грандиозности и тем самым сделал ее абсурдной. В поздние, худшие для него времена его игра выглядела подчас чудовищной. Когда его голос утратил звучность, фигура - гибкость и изящество, а талант - свежесть и благородство,- остался лишь манерный, постаревший, грубый трагик, казавшийся нелепым всем, кроме его поклонников. В. Б. не мог не заметить этих перемен. Но он не придал им значения, в его памяти продолжал существовать исполин, покоривший его в юности.
Что же сближало в восприятии Шоу Сару Сиддонс и Салливена? Сила, страстность их творчества, а также искусство высокой и чистой декламации - величавость и звучность речи, чувство музыки слов, присущие обоим новый год 2011. «Как режиссер, я возродил забытый героический стиль и волнующую, проникновенную декламацию, с которой познакомился, слушая таких старых мастеров, как Ристори, Сальвини и Барри Салливен»,- писал Шоу впоследствии. Особое значение имело для него то, что сердце Салливена отличалось большей холодностью, чем его разум, а сдержанность составляла отличительное качество таланта Сиддонс, несмотря на ее склонность к пафосу. Создав одного из своих самых любимых героев - Цезаря, драматург заметил, что, подобно Гамлету Барри Салливена, Цезарь - «существо иного и высшего порядка, чем Лаэрт и остальные». Однако, верный своему пониманию героического, он добавил: «Нельзя забывать при этом, что Цезарь лысый и пожилой».