Стенописи в послевоенной Польше
11.09.2016Сейчас уже создано несколько удачных комплексных стенописей, осуществленных главным образом коллективами художников - очень характерная черта работы современных польских монументалистов. Первые стенописи в послевоенной Польше выполнены в 1948-1952 годах художником Яном Соколовским при строительстве магистрали Восток-Запад и жилого комплекса Маршалковской улицы в Варшаве; в 1952-1953 годах он руководил работой коллектива художников по украшению фасадов Старого города в Варшаве- «Старого Мяста». разрушенного фашистами. Композиции, несмотря на элементы стилизации, обладают высокими декоративными качествами. Узнайте как правильно осуществить раздел наследуемого имущества.
При всем разнообразии отдельных творческих решений работа представляет собой единое целое. Лучшие из этого цикла: фреска на фасаде «Дома под фортуной» и сграффито «Музыканты» Яна Соколовского, сграффито Ганны Жулавской; фрески Юлиуша Студнитского и Леха Гжескевича, который работает также энкаустикой (стенописи в Польском национальном банке). В другом стиле написал в 1954 году фреску Богдан Урбанович на фасаде здания улицы Фрета в Варшаве. Тема композиции «Восстановление старой Варшавы». Художник пользуется иллюзорно-пространственной живописью, сравнительно редко встречающейся в польской стенописи на фасадах.
Другой пример работы большого коллектива современных польских монументалистов - настенная живопись на фасадах Гданьска, выполненная в 1953-1954 годах, где проявились особенности «Сопотской школы живописи». В Сопоте. недалеко от Гданьска, после второй мировой войны была создана Высшая школа изобразительных искусств, где особенно интересуются стенной живописью. Главная особенность монументалистов этой школы - стремление к синтезу с архитектурой. Излюбленная техника - мозаика, используется также фреска, сграффито, настенная керамика. Участие монументалистов в стенописях при восстановлении Варшавы (1952-1953) предшествовало их работе над стенописями Гданьска (композиция Г. Жулавской, Г. Глувчевской).