Уроки подбадривания
16.12.2019Осторожному ребенку невозможно внушить, что бояться нечего, потому что он уже боится. Сердце колотится, во рту пересохло, кровяное давление повысилось. Такого испуганного торопить нельзя. Важно больше проводить времени с ребенком, хорошо если у вас удаленная работа в интернете. Если вы знаете, что ребенок вынужден будет принять в чем-то участие без промедления, постарайтесь как можно раньше привезти его в школу, в бассейн и прочее, где он встретится с новой ситуацией, для того чтобы ребенок мог привыкнуть, посмотреть, послушать, подумать и успокоиться, прежде чем придется участвовать самому. Если нельзя появиться заранее, обсудите с ним предстоящие события. Попробуйте нарисовать картинку либо как-то еще познакомить его с ситуацией.
Кэти старательно выслушала мой рассказ и согласно закивала в конце: — Сара такая активная. Мы предложили ей играть в баскетбол, но она категорически отказалась. Она не хотела даже попробовать. Я была уверена, что ей понравится, вот если бы только затащить ее на площадку! И я сказала ей: «Сара, ты раньше никогда не пробовала играть и думаешь, что тебе не нравится баскетбол, но я считаю, что он может быть интересным — подумай об этом».
— Наша соседка Тоня играла за команду восьмых классов. Мы пошли на матч. Сара внимательно следила за игрой. Она задала уйму вопросов, но трудно было сказать, понравилось ей или нет. Я же помалкивала. На следующее утро Сара протянула мне бланк и сказала: «Заполни его, ладно? Я хочу играть, как Тоня».
Важно не допускать, чтобы неприязненная первая реакция загнала вашего ребенка в угол. Предоставив время подумать, понаблюдать, собрать информацию, Кэти дала Саре возможность отказаться от первой отрицательной реакции и изменить выбор. Важно дать норовистому ребенку этот второй шанс — разъяснить, что нет ничего зазорного изменить свое решение. Это не значит баловать ребенка! Вы просто понимаете его характер и работаете с ним.
Наше подбадривание очень нужно для детей с сильной первой негативной реакцией. Без него они упустили бы многие ценные возможности, не осознавая, что благодаря времени, размышлениям и опыту могли бы обнаружить для себя источник истинной радости. Здесь особенно важен опыт. Детям с отрицательной первой реакцией нужна практика, чтобы они могли развить свои навыки и приобрести уверенность в своем умении приспосабливаться и даже находить приятное в незнакомых ситуациях.