Современные кросс-языковые сравнения
12.11.2021Современные кросс-языковые сравнения 2-летних детей по 10 минут ежедневно в течение б или 7 недель. Дети из контрольной группы в том же самом дневном центре ежедневно проводили то же количество времени с тем же самым учителем, но вместо чтения рисовали или мастерили. В конце эксперимента дети, с которыми занимались чтением, получили более высокие оценки по словарному запасу в нескольких стандартизированных тестах, при этом они использовали более сложную грамматику, когда разговаривали с другими взрослыми помимо воспитателя.
В исследованиях Уайтхёрста, проведенных в Соединенных Штатах в дневном центре и в группах программы «Начало пути», специальным чтением с детьми занимались либо их учитель, либо мама и учитель одновременно, тогда как в контрольной группе дети взаимодействовали с сотрудниками дневного центра или учителями обычным образом. В обоих исследованиях дети, которые участвовали в диалоговом чтении, демонстрировали значительно больший прирост словарного запаса, чем дети в контрольной группе, и этот прирост носил долговременный характер.
Аналогично Кэтрин Крейн-Торесон и Филип Дейл установили, что могут существенно улучшить речевые навыки у детей с задержкой речевого развития, обучая либо родителей, либо учителей особому способу чтения.
Нужны срочно деньги? Возьмите кредит под залог без справок и решите свои проблемы.
Тот факт, что мы располагаем доказательствами одинакового воздействия чтения на двух разных языках, в двух разных культурах, в ходе занятий детей с учителями и родителями, с детьми из бедных семей и семей среднего класса и с детьми с задержкой речевого развития, делает абсолютно убедительным тот аргумент, что богатое интерактивное общение между взрослым и ребенком играет важную роль в стимуляции речевого развития ребенка.
Поскольку эта модель согласуется с растущим количеством информации о врожденных перцептивных умениях и способностях к переработке информации, это логическое построение является веским аргументом в их поддержку.
Данный теоретический взгляд не единственный. В частности, некоторые теоретики настойчиво утверждают, что важны не врожденные склонности или действующие принципы, а устройство детского языка как части более широкого процесса когнитивного развития. С этой точки зрения, ребенок — «маленький лингвист», прилагающий формирующиеся когнитивные процессы к проблеме освоения языка и находящийся в поисках закономерностей и паттернов.
Один из выдающихся представителей этой точки зрения Мелисса Боуэрманн высказывает следующую идею: «Когда у ребенка начинает формироваться речь, это не значит, что возникают новые значения. Скорее, речь используется для выражения только тех значении, которые ребенок уже сформировал независимо от языка». Еще один сторонник данной теории, Лоис Блум, придерживается более широких взглядов: он считает, что цель ребенка с самого начала речевого развития — общаться, разделять свои представления и идеи, и потому он пытается сделать все возможное при помощи жестов или слов, которыми владеет, и учит новые слова, если они могут помочь ему выразить мысли и чувства.